Пятница, 23.04.2021, 03:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Детский сад № 4 города Вятские Поляны

Поиск по сайту
Портал государственных и муниципальных услуг
 

Телефон доверия
Статистика
Нашему сайту



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Спутник счетчик

Подготовила: учитель-логопед
Татьяна Арсентьевна Коновалова

Роль семьи в развитии речи ребенка.

Вид

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших снстер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопться, не "съедать" слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна "подделка" под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно "смори" вместо "смотри", "не бежи" вместо "не беги", "ваще" вместо "вообще" и т.д. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, Вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

Наша речь чрезвычайно сложное явление, а детские возможности малы. Поэтому ребенок овладевает правильной речью постепенно, иногда со значительными затруднениями.

Возникающие в речи недостатки вредно отражаются на развитии его личности.

Язык и мышление неразрывно связаны. Отсутствие правильной и хорошо развитой речи затрудняет нормальное психическое развитие ребенка. Поэтому даже при здоровом мозге умственное развитие ребенка, плохо владеющего речью, в той или иной степени задерживается. Чтобы лучше руководить формированием у ребенка правильной речи, а иногда и помочь ему преодолеть ее недостатки, очень важно знать, как осуществляется нормальная речь и что вызывает ее дефекты.

Различаются центральный (головной мозг) и периферические аппараты речи (органы дыхания, голосообразования и артикуляции). Все они в речевой деятельности составляют одну сложную систему и взаимодействуют. Нарушение одного из них в какой-то степени отражаются на деятельности остальных: или побуждает их к усиленной работе в помощь выбывшему из строя аппарату, или тормозит эту работу.

Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решить эту проблему, то нарушатся условия для дальнейшего полноценного развития ребенка.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

  • развитие моторики речевого аппарата;
  • отработка правильного произношения звуков;
  • автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Для правильного развития речи, с детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно (в зависимости от возраста, от 2 до 6 минут) следующие игры:

1. Дуя на легкие шарики, карандаши, катать их по столу; пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, кораблики; приводить в движение крылья мельницы; сдувать тычинки с созревших одуванчиков; играть на детских духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках).
2. Дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, легкие бумажные разноцветные птички.
3. Сдувать со стола, с руки снежинки (бумажные), пушинки и т.п.
4. Надувать резиновые игрушки (пузыри, "ути-ути", уток, крокодилов и т.п.), делать мыльные пузыри.
5. Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, мыльному пузырю и т.п.

Здесь показано в каком возрасте какие у ребенка появляются звуки:

2 - 3 года - ф, в, т, н, к, г, х, й, и, ы, у.

3 - 5 лет - с, з, ц, ш, ж, ч, o.

5 - 6 лет - л, р.

Если к 5 годам ребенок не овладел правильным произношением, то такое нарушение уже перестает быть возрастным и здесь уже нужна логопедическая помощь.

Нарушение звуков могут проявляться в следующих вариантах:

1. Полное отсутствие звука в речи ребенка: рыба-ыба, лодка-одка.
2. Замена одного звука речи другим: барабан-балабан, лампа-вампа.
3. Искажение произношения звука горловое, картавое.

В чем же кроется основная причина мешающая ребенку овладеть правильным произношением.
1. Трудности различения некоторых сходных звуков на слух. Особенно л-в.
2. Выраженные дефекты в строении речевых органов.
3. Недостаточность подвижности губ и языка.

Из сказанного хочу подчеркнуть, что нужно следить за речью ребенка, и оказать ему посильную помощь. Образец для ребенка - ваша правильная речь. И если с ребенком занимается логопед, выполнять все указания логопеда, заниматься с ребенком по домашнему заданию.

Просмотров: 1082
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

МКДОУ детский сад № 4 «Аленький цветочек» ©2011-2021
Конструктор сайтов - uCoz